Стр.
Скачать статью

Создание новой логистики экспорта арктических минеральных ресурсов как условие их устойчивого освоения

М.Н. Григорьев

Оригинальная статья

DOI https://doi.org/10.18599/grs.2023.2.3

36-46
rus.

open access

Under a Creative Commons license

Представлен обзор возможных трансформаций логистических схем вывоза добываемого в Арктической зоне Российской Федерации минерального сырья. Рассмотрена сложившаяся система транспортировки минерального сырья морским, железнодорожным, внутренним водным, автомобильным и авиационным транспортом. Дана характеристика минерально-сырьевых центров, формирующих грузовую базу арктической транспортной системы; приведена их типизация по видам транспорта вывоза продукции. Рассмотрено изменение логистических схем в связи с выходами на новые рынки в изменившихся геополитических условиях. Необходимость изменений не касается железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного и авиационного транспорта, обеспечивающих в основном внутренние перевозки. Кардинальные изменения затрагивают трубопроводный и морской транспорт. Сделан вывод о необходимости создания производств сжиженного природного газа в точках выхода на побережье малоледовитых морей магистральных газопроводов с целью монетизации трубопроводного газа и расширении пропускной способности магистральных нефтепроводов, подходящих к припортовым нефтеналивным терминалам Балтийского и Черного морей. Отмечено ухудшение условий поставки на азиатские рынки нефтеналива морским путем в связи с ростом продолжительности круговых рейсов и стоимости фрахта танкеров. Кроме того, поставлена под сомнение возможность роста грузопотока нефтеналива на азиатский рынок по Севморпути в связи с недостаточностью грузового флота высокого дедвейта и требуемых арктических ледовых классов. Обосновано предложение о необходимости пересмотра документов стратегического планирования, принятых в иных политических и экономических условиях, исходя из сложившихся реалий.

 

Арктическая зона, транспортная система, минерально-сырьевой центр, рынки

 

  • Григорьев М.Н., Светлова Ж.В., Соколова Е.Д. (2020). Минерально-сырьевые центры как объекты управления освоением ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации. Арктические ведомости, (2), с. 20–27.
  • Григорьев М.Н. (2003). Центры нефтедобычи как основа развития добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса. Нефтяное хозяйство, (12), с. 16–19.
  • Григорьев М.Н. (2017). Условия раскрытия ресурсного потенциала Арктики. Бурение и нефть, (7–8), с. 12–16.
  • Григорьев М.Н. (2022). Задачи развития Северного морского пути как составной части комплексной транспортной системы Арктической зоны России. Научные труды Вольного экономического общества России, 233(1), с. 109–132.
  • Григорьев М.Н. (2023а) Арктический СПГ: в поиске выходов. Газовый бизнес, (1), с. 40–49.
  • Григорьев М.Н. (2023б). Задачи транспортно-логистического обеспечения развития проектов освоения арктических нефти и газа в современных условиях. Бурение и нефть, (5), с. 4–11.
  • Донской С.Е., Григорьев М.Н. (2010а). Задачи геологической отрасли по управлению развитием минерально-сырьевых кластеров углеводородного сырья. Нефтяное хозяйство, (5), с. 13–17.
  • Донской С.Е., Григорьев М.Н. (2010б). Подходы к выделению минерально-сырьевых центров нефти и управлению развитием их ресурсной базы. Геология нефти и газа, (5), с. 24–28.
  • Земнухова Е.А. (2021). Проблемы и перспективы формирования минерально-сырьевых центров в Арктической зоне России. Экономика и предпринимательство, (4), с. 443–448.
  • Липина С.А., Череповицын А.Е., Бочарова Л.К. (2018). Предпосылки формирования минерально-сырьевых центров в опорных зонах развития в Арктической зоне Российской Федерации. Арктика и Север, (33), с. 29–39.
  • Пономаренко И.А. (2022). Пространственные особенности танкерных морских перевозок в Арктической зоне России. Успехи современного естествознания, (8), с. 59–64. https://doi.org/10.17513/use.37869
  • Филимонова И.В., Иванова М.В., Кузнецова Е.А., Козьменко А.С. (2023). Оценка эффективности организации новых центров экономического роста в Арктике. Арктика и Север, (50), с. 66–88. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2023.50.66
  • Филимонова И.В., Земнухова Е.А. (2021). Пространственная организация системы коммуникаций арктического минерально-сырьевого центра. Экономические науки, (7), с. 131–138. https://doi.org/10.14451/1.200.131
  • Язьков А.В., Кудрин П.А. (2016). Интегрированный подход к освоению месторождений группы компаний ПАО «НОВАТЭК» на разных стадиях реализации. Газовая промышленность, (12), с. 30–40.
  • Changwei P., Zhou Xiaojia, Sun Lu (2018). US hegemony and Sino-Russia energy security cooperation. Regional Energy Policy of Asian Russia, E3S Web of Conferences. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20197701002
  •  

Михаил Николаевич Григорьев – кандидат геол.-мин. наук, директор, ООО «Гекон»; ведущий научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Россия, 199406, Санкт-Петербург, а/я 19
e-mail: mgrigoriev@gecon.ru

 

Для цитирования:

Григорьев М.Н. (2023). Создание новой логистики экспорта арктических минеральных ресурсов как условие их устойчивого освоения. Георесурсы, 25(2), c. 36–46. https://doi.org/10.18599/grs.2023.2.3

For citation:

Grigoryev M.N. (2023). Creation of new logistics for the export of arctic mineral resources as a condition for their sustainable development. Georesursy = Georesources, 25(2), pp. 36–46. https://doi.org/10.18599/grs.2023.2.3